Антон Дельвиг
ДЕЛЬВИГ - ГЛАВНАЯ БИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРИТИКАПУБЛИЦИСТИКАПИСЬМА КОНТАКТЫ
Антон Дельвиг поэт

Дельвиг А. А. - Биобиблиографическая справка

ДЕЛЬВИГ, Антон Антонович [6(17).VIII.1798, Москва -- 14(26).I.1831, Петербург] -- поэт, критик, журналист. Из старинного, но обедневшего рода обрусевших лифляндских баронов. Учился в частном пансионе; в 1811 г. привезен в Петербург для поступления в открывающийся Царскосельский лицей. На вступительном экзамене познакомился с А. С. Пушкиным; знакомство вскоре переросло в тесную дружбу. По воспоминаниям Пушкина, в лицее Д. развивался медленно, не отличаясь способностями к наукам; однако леность и флегматичность сочетались у него с живостью ума и воображения, независимостью поведения и рано пробудившейся любовью к поэзии. Д. увлекается Г. Р. Державиным, хорошо знает изданное В. А. Жуковским в 1810--1811 гг. "Собрание русских стихотворений..." под руководством лицейского профессора Н. Ф. Кошанского, читает Горация и с помощью В. К. Кюхельбекера знакомится с немецкой поэзией XVIII в. (Ф. Шиллер, Ф. Г. Клопшток, Г. А. Бюргер, Л.-Г. Гельти и др.). Особое внимание уделяет он, однако, изучению русской литературы; по свидетельству директора лицея Е. А. Энгельгардта, знает ее лучше всех своих товарищей и "воинствующе" отстаивает ее красоты. В лицее он начинает писать стихи и вскоре становится одним из первых лицейских поэтов; в его стихотворениях "К Диону" (1814), "К Лилете" (1814), "К Дориде" (1815) Пушкин находил "необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он изменял" (Пушкин А. С. О Дельвиге // Собр. соч.-- М., 1962.-- Т. 7.-- С. 293). В 1814 г. Д. дебютирует в печати патриотической одой "На взятие Парижа" и в 1814--1815 гг. систематически помещает стихи в журналах "Вестник Европы" и "Российский музеум".
Окончив в 1817 г. лицей (Д. принадлежит ставшая лицейским гимном "Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея", 1817), Д. служит в разных ведомствах, а с 1820 г.-- помощником библиотекаря в Публичной библиотеке под начальством И. А. Крылова, но основное время отдает литературным занятиям. Он входит в поэтическую группу, сложившуюся вокруг Пушкина (Кюхельбекер, Д., Е. А. Баратынский, ставший близким другом Д.). Д. был первым, кто еще в лицее объявил Пушкина поэтическим наследником Державина и главой нового поэтического движения ("На смерть Державина", 1816; "К А. С. Пушкину", 1816 или 1817). Группа, обозначившая себя как "союз поэтов", провозгласила дух поэтической независимости, дружеского единения, наслаждения радостями жизни; в лирике Д. звучат мотивы и политического и религиозного вольномыслия; его стихотворение "Поэт" (1820) стало декларацией свободы и высокого предназначения поэта. Д. посещает и литературно-политические кружки, куда входили будущие декабристы: "Священную артель" А. Н. Муравьева и И. Бурцова, "Зеленую лампу". Он сближается с Ф. Н. Глинкой, А. А. Бестужевым, К. Ф. Рылеевым, которого рекомендует в члены петербургского Вольного общества любителей российской словесности; принимает участие в декабристском альманахе "Полярная звезда". Однако идеи декабристской революционности ему чужды; впоследствии он осудил восстание 14 декабря.
В 20 гг. Д. окончательно формируется как поэт по преимуществу лирический. Он пишет романсы, элегии, антологические стихи, одним из первых в XIX в. обращается к форме сонета. Но основные его жанры -- идиллия и "русская песня". В традиционный жанр идиллии, излюбленный поэтами-сентименталистами, Д. вкладывает новое содержание. Он пытается воссоздать мир чувств и мыслей человека античной древности, духовно и физически гармоничного и естественного в проявлениях любви, дружбы, в радостном приятии жизни, в горе и в смерти. Этот идеал прекрасного человека органически связан и с областью искусства; в идиллии "Изобретение ваяния" (1829) Д. показывает, как в его мире органически рождается художественное творчество. Сам Д. был тесно связан с русской художественной средой (Пушкин называл его "художников друг и советник") и пытался перенести в свои стихи принципы скульптурной пластичности и гармонии. Изображая античный мир, Д. постоянно прибегает к русским вариантам античного стиха: к гекзаметру, элегическому дистиху, к восходящим к античности сложным строфическим формам. Пушкин считал идиллии Д. образцовым воплощением духа древней поэзии: "Идиллии Дельвига для меня удивительны. Какую силу воображения должно иметь, дабы так совершенно перенестись из 19 столетия в золотой век, и какое необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы, эту роскошь, эту негу, это прелесть, более отрицательную, чем положительную, которая не допускает ничего напряженного в чувствах; тонкого, запутанного в мыслях; лишнего, неестественного в описаниях!" (Пушкин А. С. Собр. соч.-- М., 1962.-- Т. 6,-- С. 23--24). Другим характерным для Д. жанром, были "русские песни", которые он писал по образцам подлинных песен, также стремясь проникнуть в их духовный и художественный мир. Песни Д. высоко оценивались Пушкиным и декабристской критикой (А. А. Бестужев), приветствовавшей это обращение к национальной поэтической традиции. Среди русских поэтов Д. был одним из лучших знатоков и литературных интерпретаторов народной лирической песни. Он сумел почувствовать и передать многие особенности ее построения, атмосферы, поэтической символики (см.: "Русская песня" ("Как за реченькой слободушка стоит") (1829), хотя сделал ее излишне "литературной", приблизив к романсу. На многие стихотворения Д. написана музыка; песни "Не осенний частый дождичек..." М. И. Глинки, "Соловей мой, соловей..." А. А. Алябьева, "Пела, пела пташечка..." А. Г. Рубинштейна и др. популярны и сейчас.
В 1825 г. Д. начинает издавать один из лучших альманахов пушкинского времени -- "Северные цветы", где участвовали Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, И. И. Козлов и др.
Поражение декабрьского восстания 1825 г. Д. пережил как личную драму. Отрицательно относясь к тактике революционного переворота, он сохранил привязанность и сочувствие к осужденным, среди которых были и его близкие друзья (И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер и др.). Он был одним из немногих, кто пришел молча проститься с ними в день казни и высылки 13 июля 1826 г. После 1825 г. в его творчестве нарастают трагические ноты, хотя политических стихов он не пишет. Так, в идиллии "Конец золотого века" (1828) он показывает крушение гармонического мира под порочным воздействием городской цивилизации. В эпоху реакции, наступившую с середины 20 гг., дом Д., в 1825 г. женившегося на С. М. Салтыковой, становится одним из очагов прежних, додекабрьских настроений. Здесь постоянно бывает освобожденный из ссылки Пушкин, высланный из Литвы А. Мицкевич; собираются молодые поэты, которые видят в Д. литературного наставника. Альманах "Северные цветы" и "Литературная газета", которую организует Д. вместе с Пушкиным и Вяземским в 1830 г., теперь объединяют лучшее в современной литературе. Д. анонимно печатает и стихи и прозу осужденных декабристов (Кюхельбекера, А. И. Одоевского, Н. А. и А. А. Бестужевых). В "Литературной газете" Д. начинает выступать как критик и полемист. Основной противник его, как и всей пушкинской группы писателей,-- "Северная пчела" Ф. В. Булгарина, игравшая роль литературно-политического официоза, а также
"Московский телеграф" Н. А. Полевого. В своих критических статьях Д. выступал против "коммерческой литературы", консервативной социально и эстетически, рассчитанной на вкусы невзыскательного читателя, воспитывал высокие эстетические критерии у писателей молодого поколения, утверждая принципы литературной школы Пушкина. Правительство и III отделение с подозрением следило за выступлениями "Литературной газеты", в которой постоянно печатались и Пушкин, и Вяземский; в 1830 г. за напечатание четверостишия об июльских событиях во Франции она была приостановлена, а Д. А. X. Бенкендорф обвинил в политической оппозиционности и пригрозил репрессиями. По мнению современников, выговоры эти сократили жизнь Д., постоянно и тяжело болевшему; он скончался после нескольких дней простудной болезни. Смерть Д. стала потрясением для всего его окружения, более всего для Пушкина.

Вернуться на предыдущую страницу

Использование материалов допускается при наличии ссылки на наш сайт